Психологи о геймерах

Мнение о том, что компьютерные игры – это само зло во плоти известно, наверное, каждому.

Средства массовой информации, особенно интернет и ТВ, снабжают нас поистине красочными иллюстрациями. Пример тому — нашумевшая некогда история Саши Фокина, который превращался в настоящего дьявола из-за того, что ему не давали поиграть на компьютере.Действительно ли так страшен черт, как его малюют?

В последние годы проблема киберзависимости стала очень актуальной и, соответственно привлекла внимание психологов всего мира. Всеобщий характер увлечения компьютерными играми (по некоторым данным, 90% подростков регулярно играют) позволил ученым сделать вывод о том, что гейминг оказывает значительное воздействие на психологическое развитие, особенности поведения и интересы не только отдельных людей, но и целого поколения геймеров и бывших геймеров. Проблемы психологической зависимости и связи игрового насилия с появлением агрессивных мыслей и поведения не только реальны, но и являются наиболее острыми.

Но мы бы не рассказывали вам об этих весьма очевидных фактах, если бы не одно очень интересное «но!». Оказывается, передовые западные исследования показывают преимущественно положительное влияние компьютерной игровой деятельности на развитие внимания, рабочей памяти и пространственных способностей.

Российские психологи из МГУ им.Ломоносова не отстают от своих заморских коллег и также проводят свои исследования и активно развивают  киберпсихологию. На основе полученных данных они сделали вывод о том, что особенности мышления и механизмы обработки информации у геймеров отличаются от «негеймеров».

Как оказалось, геймеры в меньшей степени зависят от окружающей обстановки во время решения каких-то задач. Они склонны полагаться на внутренний опыт и могут легко отстраиваться от влияния ситуации, быстро и точно выделяя необходимую деталь. Они легко разделяют пространство на отдельные элементы и разделяют главное и незначительное. В психологии это называется «поленезависимость». Далее, геймеры склонны тщательно анализировать ситуацию, что позволяет им совершать меньше ошибок и чаще принимать верные решения. В психологии это называется «рефлективность когнитивного стиля». Самое интересное – описанное выше протекает непроизвольно, по большей части, без участия нашего сознания. Это часть механизмов непроизвольного интеллектуального контроля.

«Обычные смертные» также обладают этими особенностями, но у геймеров они более выражены. Эти качества, не хороши и не плохи, они просто есть. Одни эффективны в одних ситуациях, другие в других.

Другие исследователи выявили следующие положительное влияние компьютерных игр:

  • онлайн игры могут помочь людям чувствовать себя психологически лучше и помогают повысить уверенность в себе;
  • игры могут оказывать терапевтический эффект и помогают справиться со стрессом;
  • игры – это возможность поэкспериментировать с разными сторонами своей личности. Например, смена пола – это очень сложно сделать в реальной жизни.
  • недавние исследования показали, что около трети игроков завязали хорошие дружеские отношения онлайн.

Напомним, что это лишь одна сторона медали, и психологи отмечают большое количество опасностей, которые таит игровой омут. Об этом сказано уже много. Может быть, и мы вам скоро расскажем о том, как справится с этими опасностями и не споткнуться на пути в Нексус.

В будущем мы с вами обязательно увидим большие и основательные исследования в области киберпсихолгии. Кто знает, что откроет нам наука? Несомненно одно — уже сейчас можно говорить о том, что в скором времени отношение общества к компьютерным играм изменится, будь то заслуга киберспорта или науки.

Статья основана на реальных психологических исследованиях.

Категория: Разное

2

Комментарии/отзывы - 3

  1. Большие дяди и тети с учеными степенями. Или нужны конкретные имена?

    Ответить

Напиши комментарий

email адрес не будет опубликован

Зарегистрируйтесь для голосования